История храма

За 13 лет в храме не прекращаются работы по его благоустройству:  совершается настенная роспись храма (храм расписывает художник В.А. Елисеева), завершены работы по изготовлению резного позолоченного трехъярусного иконостаса , полностью переоборудуется колокольня, проведено отопление в храм, построен приходской дом, ведутся работы по благоустройству храмовой территории.

IMG_0646

Иконостас

 Благовест, летящий с высокого берега реки Вязь, на котором стоит храм Святителя Николая, в любую погоду напоминает сельчанам о Боге, о любви, о покаянии.

   Всего в нескольких минутах езды от села Тишково нашему взору предстает бывшее село, ныне деревня, Семеновское. Оно стоит на высоком берегу реки Вязь и территориально входит в приход храма.

   Первые упоминания о селе Семеновское найдены в 1589 году. В архивах князя Ф.А.Куракина встречается такая запись: «… В дозорных же книгах Елизарья Сабурова да подьячего Ивана Яковлева 7097 (1589) года написано в Московском уезде село Семеновское, а к нему пустоши.

   Пустошь, что была деревня Ширяев починок, а в ней место дворовое, а жилец  Гришка Устинов перешел в село Семеновское, а двор снес с собою; пашни паханныя наездом середния земли две десятины, а пахал тот же Гришка, да лесом поросло две десятины с полудесятиною в поле, а в дву потому ж; сена три копны, леса пашеннаго десятина, впусте выть без трети выти. Пустошь Перово, пашни, перелогом и лесом поросло шесть десятин в поле, а в дву тому ж, впусте выть…» и далее по тексту: «…Да во 7139 (1630) году ноября  въ 8 день, по указу блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси продано въ вотчину стольнику князь Юрию, Андрееву сыну, Сицкому въ Московском уьзде села Семеновскаго живущая деревня Перова, Пустошь Шуринская, а въ нихъ по дозорнымъ книгамъ Елизарья Сабурова да подьячаго Ивана Яковлева 7097 (1589) года написано пашни тридцатъ  десятинъ съ полудесятиною, а четвертныя пашни двадцать семь четей; а денег взято тридцать рублевъ шестнадцать алтынъ по четыре деньги, за пашни по шестнадцати алтынъ четыре деньги, да пошлинъ тридцать алтынъ съ три деньги, съ рубля по шести денегъ, и обоего тридцать рублевъ тридцать алтынъ. А книгъ Федора Шишкина и Исаака Головкова въ приказъ Большого дворца не сыскано.

   И дана сия выписъ по челобитью стольника князя Михайлы, княжъ Иванова сына, Куракина въ ныньшнем во 7194 (1685) году октября въ 12 день.

   У подлинной выписи назади по склейкамъ пишетъ тако: Дьякъ Григорий Постниковъ. Справил Петрушка Звьздинъ.»

   (Надеждинский архив кн. Ф.А.Куракина, Т. 1372. Копии съ купчихъ и съ прощений и разныя приказныя дела, стр. 24-31; хрон, описи 025).

   Село Семеновское упоминается в писцовой книге 1631 – 1633 годов в стане Радонеж и Бели в дворцовом ведомстве с храмом Богоявления.

   14 декабря 1726 года в Синодальном Казенном Приказе рассматривалось дело о построении в селе Семеновском на реке Вязь нового деревянного храма во имя Богоявления Господня по прошению священника семеновского храма Федора Алексеева.

   15 сентября  1730 года он же входил в Синодальный Казенный Приказ с прошением, в котором объявил, что «в селе Семеновском церковь Богоявления Господня построена, вновь деревянная и к освящению готова, а без указа освятить не смеем».

   19 сентября 1730 года из Синодального Казенного Приказа выдан указ протопопу Московского Успенского собора Иоанну Максимову об освящении новопостроенного деревянного храма во имя Богоявления Господня  в селе Семеновском  ( Патр. Приказ,  дело 1676 ).

   Храм был искусно срублен местными мастерами без единого гвоздя с использованием старого церковного сруба 1673 года.

   В 30-х годах усиленная атеистическая пропаганда привела к тому, что веками складывавшийся духовный мир крестьянина был сломлен и в Семеновском, как и в других селах и деревнях, решили с религией покончить. В доме священника организовали избу-читальню, а в храме колхозный склад. Священник Евгений переехал в Москву.

   В 1970 году храм, как памятник деревянного зодчества, перевезли в музей на территорию Ново-Иерусалимского монастыря г. Истра. Более двух веков стоял он в Семеновском. Село без своего красавца храма словно осиротело. На старинном кладбище не осталось ни памятников, ни крестов, ни могильных холмиков.

   Ещё есть в приходе нашего храма деревня Михалево. Впервые эта деревня  упоминается как село Михалевское в договорной грамоте 1341 года великого князя Семиона Ивановича, старшего сына Ивана Калиты, которое было отдано во владение его братьям Ивану и Андрею (ДДГ 14 -16 вв.). По духовной грамоте 1356 года Ивана Ивановича село Михалевское перешло к его сыну князю Дмитрию, впоследствии  получившему  прозвище Донской. 1389 году Дмитрий Донской наследовал его своему сыну Дмитрию Красному. В 1462 году великий князь Василий Васильевич «отказал» село Михалевское с деревнями своей княгине Марии Ярославне. В 1585 году Михалево значилось пустошью в поместье князя Ивана Ивановича Мезецкого, в Бохове стане Московского уезда.

   В писцовых книгах Московского государства 1623-1624 годов написано: «за Иваном Воейковым да за головою стрелецким за Андреем Жуковым да за дьяком Иваном Васильевым в поместье деревня, что было село Михалевское по речке Кокотке, а в ней два двора помещиковых, в них живут деловые люди, двор крестьянский и двор бобыльский, людей в них пять человек». (Писц. кн. 257, л. 379-380, кн. 9806, л.433-437).

   «В 1644 году в деревне Михалево разрешено построить церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом и того же года августа в пятый день зачитана благословенная грамота в Московский уезд, в селе Михалевское, по челобитью Афанасья Толочанова на два престола Рождества Пресвятой Богородицы, пошлин две гривны взято» (Патр. Приказ, кн. 19, л. 139).

   Новопостроенный храм в селе Михалево был освящен в 1648 году. Об этом имеется указание в приходной окладной книге Патриаршего Казенного приказа за 1648 год. Там написано: «По книгам Раданежской десятины сбору десятильника Михайло Облесова да старосты поповского села Братошино Благовещенского попа Григория, прибыла вновь церковь Николая Чудотворца в вотчине Афанасья Толочанова, да Якова Жукова, в селе Михалеве, дани 4 алт. 0десятильничих и заезда гривна» (Патр. Приказ, кн. 23, л. 265).

   В 1678 году «за Васильем Ивановым Кожиным да за вдовою княгиней Зиновею Васильевскою женою Хилкова, Александром Яковлевым, Дмитрием Романовым и Алексеем Васильевым Жуковым село Михалево, а в селе церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, да придел Николая Чудотворца, двор вотчинников и два двора помещиковых, в них людей 15 человек, 3 двора деловых, 2 двора задворных, 12 дворов крестьянских и 5 дворов бобыльских, людей в них 69 человек»  (Переп. кн. 9813, л. 149-150 и 164-166).

   Священник храма Яков Михайлов в доношении, поданном в Синодальный Казенный приказ в 1735 году 22 августа, писал: «имеется в Московском уезде, в селецкой десятине, в Бохове стане разных помещиков село Михалево, в котором церковь Рождества Пресвятой Богородицы, при которой придел Николая Чудотворца весь обветшал и развалился, и служение в оном приделе лет тридцать не имеется, а от того обветшалого придела учинился церкви вред не малой, и оный обветшалый предел разобрать». Решение было принято такое. Граф Платон Иванович Мусин-Пушкин в своём селе Образцово Богородского уезда построил каменный храм, а деревянный передал в Михалево. В январе 1739 года он был перевезен из села Образцово и поставлен в Михалево в честь Рождества Пресвятой Богородицы на прежнем месте взамен обветшалого.

   После того, как 4 октября 1839 года храм в Михалево сгорел, жители этого села были приписаны к храму села Тишково-Спасское. С 1840 года землей бывшего Михалевского храма (33 десятины)  стал владеть причт тишковского храма Спаса Нерукотворного.

   В 1859 году в Михалево была построена деревянная часовня на каменном фундаменте, в которую были помещены иконы сгоревшего храма. Михалево стало сельцом. Часовня простояла до 30 годов ХХ столетия, затем была разобрана на бревна для хозяйственных построек.

   Во время строительства канала Москва-Волга часть деревни была затоплена, многие дома пришлось перенести подальше от воды, часть в другие деревни. Неподалеку от деревни находился лагерь для заключенных, которые работали на канале. В районе  Михалево заключенные вымывали породу с помощью гидрантов. Житель деревни Александр Петрович Минаев вспоминал: «Я в 30-х годах работал в местном колхозе «8 марта». Приходилось на подводе возить в лагерь свеклу, картофель, морковь. На заключенных страшно было смотреть из-за их худобы. Иногда удавалось незаметно от охранников сбросить им несколько десятков корнеплодов. Овощи мгновенно съедались».

   В 2001 году по инициативе жителей деревни, главы администрации Тишковского сельского округа Т.Ю.Базаровой, и с благословения настоятеля храма Святителя Николая села Тишково священника Сергия, было принято решение о строительстве памятного знака  в честь не только когда-то стоявшего здесь храма, но и в память о страшных событиях строительства водоканала в 1936-1937 годах.

   Благочинным церквей Пушкинского района протоиерем Иоанном (Монаршек)  для строительства памятного знака было выбрано место на берегу Михалёвского залива. Строительство началось с рытья котлована для фундамента. На глубине 2-х с лишним метров были обнаружены человеческие останки (черепа, крупные кости скелетов). Всё находилось в беспорядке, навалом. Возможно, что это были останки жертв строительства водохранилища. 4 сентября 2001 года совершён молебен, освящен памятный знак.

165_0017288b

Памятный знак в деревне Михалёво

И теперь каждый год 21 сентября священник Сергий вместе с  жителями совершает праздничные молебны в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и молится  о погибших на строительстве водохранилищ.

   Строительство канала Москва-Волга было знаменательным событием для страны, но за этим стоят судьбы многих тысяч людей. Не зря говорят, что «канал построен на костях». Множество деревень, погостов, храмов было затоплено Учинским и Пестовским водохранилищами. Между селом Тишково и деревней Степаньково, под водой Учинского водохранилища остались село Курово, деревни Чапчиково и Новокурово.  М.М.Пришвин, совершая в 1944 году прогулку по этим местам и размышляя о судьбах затопленных древних селений, писал в дневнике: «Дорога была затоплена. И с ней вся тысячелетняя, а может быть, да и наверно, ещё много глубже во времени, жизнь человеческая…».

   Первое письменное упоминание о селе Курово относится к 1506 году. (Акты русского государства. М., 1973 г.). По данным Холмогоровых  (Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах 16- 18 ст. Выпуск 5, Радонежская десятина. М., 1887) в 1585 г. Курово было в вотчине Дениса и Михаила Борисовичей Шеиных. В селе значились деревянный храм Николая Чудотворца «клетцки», двор вотчинников, два двора людских и два бобыльских. Тот же храм, но уже с приделами Бориса и Глеба, упоминается в 1623-1624 гг. Селом тогда владел боярин Михаил Борисович Шеин, в а 1646 году – его внук, Алексей Семенович. В 1689 г. село куплено Иваном Васильевичем Приклонским, а в 1713 г. – Гавриилом Ивановичем Головкиным. Его внук и полный тезка в 1713 году оставил село в наследство своей дочери. Основная часть книги Холмогоровых  посвящена постройке в 1681-1687 гг. каменного храма во имя Знамения Пресвятой Богородицы «о трех верхах в срыльцы» и перестройке в 1728 г. храма Николая Чудотворца.

   В «Памятниках усадебного искусства» (Вып. 1, М., 1928.) имеются фотографии Знаменского храма. Он был архитектурным шедевром! Кирпичный трехглавый храм был единственным в Подмосковье, почти целиком выполненным в стиле украинского барокко. Храм состоял из центрального трехъярусного восьмигранного столпа, к которому с запада и востока примыкали два двухъярусных. Средний ярус центрального столпа, увенчанный гребешковыми фронтонами, имел одинаковые грани. Нижние ярусы были перекрыты криволинейными кровлями, а верхние завершались грушевидными куполами. Окна были украшены изразцовыми наличниками прямоугольной формы, Из внутреннего убранства изумлял иконостас с иконами 18-19 вв. работы марфинских крепостных живописцев. Там же упоминается каменный Никольский храм в стиле позднего барокко, построенный в 1752 году вместо деревянного, и отдельно стоящая четырехъярусная колокольня со шпилем того же стиля.

   По сведениям Нистрема (Нистрем К. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. М., 1852 г.) «Курово село 2-го стана Московского уезда, а в нем имение действительного статского советника А.Д.Черткова в 65 дворовыми людьми, церкви православные – две, 12 крестьянских дворов, а в них 45 жителей». У Огородникова (Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Московская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. Под ред. Огородникова. СПБ.,1862) значится 11 дворов и 61 житель, а так же шерстопрядильная фабрика. Как пишет  Шрамченко (Шрамченко А.П. Справочная книжка Московской губернии. М., 1890) в 1890 году фабрикой владел купец  Константин Петрович Дамрин, её управляющим был личный почетный гражданин Александр Васильевич Смирнов, а работало там 290 человек. Пенкин (Населённые местности Московской губернии. Под ред. Пенкина. М., 1911) сообщает, что к 1911 году фабрика перешла к московским купцам Кевоковым, в селе появилась церковно-приходская школа, а неподалеку возник дачный поселок Новое Курово.

   В деревне Степаньково жили сестры Панковские Антонина и Тамара, которые родились в Новокурово в 1920 и 1925 г.г. . Они вспоминали: «Наш отец, Дмитрий Игнатьевич Панковский, родился в 1888 году в селе Витенево. После смерти деда (его отца), семья переехала в Новокурово на Уче, которое находилось недалеко от села Курово. Между этими селениями располагалась сторожка, которая когда-то принадлежала фабриканту и помещику А.Е.Арманду.

   Отец и дед работали в его имении. При сторожке был добротный, бревенчатый сарай, который Александр Евгеньевич подарил нашему отцу за усердную работу. Из этого сарая он соорудил себе дом.

   Из рассказов отца известно, что в сторожку нередко приезжала Инесса Арманд, которую звали тогда Елизаветой Федоровной. В его памяти она осталась доброй и отзывчивой женщиной. Говорила с большим французским акцентом. Любила слушать песни деревенских девчат». Вспоминали они, как в 1934 году началось преселение семей из Чапчикова и Курово. Перенесены были школа, клуб, магазин и более двадцати домов,  а затем в 1936 году и  из Новокурово. Они вспоминали как вода заполняла водохранилище: «Рано утром по деревне бегали ребятишки и кричали; «Вода, вода пришла в канал!». Все, взрослые и дети, побежали смотреть на это явление. И вот оно – чудо! Маленькая речушка Уча превратилась в огромное озеро. А вчера его ещё не было. И случилось это в течение одной ночи. Потом мы часто приходили на берег водохранилища, чтобы посидеть, посмотреть на гладь воды и вспомнить свои родные места».

   Из их рассказов в Курово храмы: один – в честь Знамения Божьей Матери (зимний), другой – во имя Святителя Николая Чудотворца (летний) во время строительства канала были взорваны. Не осталось и могильных холмиков у лагеря заключенных, строивших водохранилище.

   Такова лишь часть событий древней и многострадальной истории села и деревень, составляющих приход храма Святителя Николая, которые нам Божией милостью удалось восстановить. Пусть народная память хранит и преемственно из поколения в поколение передаёт историю этих мест, дополняя её новыми исследованиями.

   Источники и литература:

    Т.Базарова, Н.Лепешкин «ТИШКОВО: сельский округ, история и

    современность». Изд. Г. Пушкино 2001 год;

    В. Коршун  «Тайна затопленного села», М.Родонит 2005 года;

    Л. Копелев «Святой доктор Федор Петрович», ПетроРИФ, 1993 год.

    В.Лобко и Н.Лепешкина «На склоне Дмитровской гряды» Ельдигинский

    сельский округ. Изд. Пушкино, 1998 год.

    Другая литература указана в тексте.

Просмотры(1417)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.